Интервью Day.Az с турецким политологом Мехметом Озтарсу.
Состоявшийся в Стамбуле Всемирный энергетический конгресс был хорошей возможностью для Турции проинформировать мировое сообщество о политических проблемах, с которыми ей пришлось столкнуться. Начавшийся примерно год назад кризис в отношениях Москвы и Анкары закончился, ярким доказательством тому служит визит Путина в Турцию. До кризиса Турция придавала большое значение отношениям с Россией, поскольку эти страны являются важными игроками региона и проблемы должны решаться вместе. После переговоров с Путиным решение об устранении разногласий и нормализации двусторонних отношений было принято быстро. На фоне сближения российско-турецких отношений подписание межправительственного соглашения по проекту “Турецкий поток” является делом чрезвычайно важности.
Сотрудничество между Турцией и Россией проявит себя и в вопросе Сирии. Как вы знаете, позиция Запада в этом вопросе очень отличается от российской. Между Западом и Россией на данный момент имеются серьезные проблемы из-за Алеппо. У Турции тоже есть разногласия с Западом из-за Сирии.
Азербайджан приложил определенные усилия для примирения России с Турцией.Большинство государств обычно стараются держаться подальше от посредничества в разрешении межгосударственных конфликтов, однако Баку неоднократно прилагал усилия для нормализации российско-турецких отношений. Мы за это благодарны Азербайджану и его народу. В целом, можно сказать, что отношения Азербайджана, Турции и России нашли точку равновесия. Это имеет огромное значение для региона с политической точки зрения.
Поставка Россией ракетных систем “Искандер” Армении, конечно же, не изменит баланс сил в пользу Еревана. И я не уверен, что Москва вообще позволит Еревану применить это мощное оружие. У Армении нет никаких гарантий, что она сумеет воспользоваться “Искандерами” против Азербайджана. Ереван предпринимает активные шаги для того, чтобы спровоцировать Баку на начало боевых действий. В этом плане Азербайджан должен быть предельно осторожен. Сейчас ситуация иная, и развивается она в пользу Азербайджана.
Общеизвестно, что военный бюджет Азербайджана равен всему госбюджету Армении. Материально-техническое обеспечение армянской армии, по сравнению с азербайджанской, находится на очень низком уровне. За последние несколько лет азербайджанская армия модернизировалась, Азербайджан значительно укрепил свою обороноспособность, вооружен новейшими видами оружия. Этот процесс, конечно же, нужно продолжать, так как армянские военнослужащие не прекращают обстреливать прифронтовые населенные пункты, в результате погибают невинные мирные жители. Также следует отметить, что часть правящей элиты Армении – это лица, участвовавшие в карабахской войне. Саргсян провел чистку в министерстве обороны в надежде на то, что повысит таким путем уровень ВС до требуемых стандартов. Но на фоне падения морального духа армянских солдат после апрельского провала эта задача практически невыполнима.
То, что карабахский конфликт столько лет находится в подвешенном состоянии, – это, разумеется, вина армянской стороны. Когда в карабахском вопросе появляется какой-то просвет, Ереван всячески пытается сорвать мирные переговоры, чтобы статус-кво оставался неизмененным. Это выгодно Армении, но не Азербайджану.
Сеймур Мамедов